Важная информация
Поворотная опора – это крупногабаритный подшипниковый узел с большой грузоподъемностью, который обеспечивает возможность тяжелой техники вращаться вокруг своей оси.
Поворотный круг – звено, соединяющее конструкцию башни крана с ходовой рамой.
Опорно-поворотное устройство крана должно выдерживать и осевые, и радиальные нагрузки, а также эффективно сопротивляться опрокидывающим моментам, возникающим в процессе эксплуатации грузоподъемной техники.
Методика проверки технического состояния ОПУ (опорно-поворотного устройства) в процессе эксплуатации в составе автокрана.
В процессе эксплуатации автокрана проводится проверка технического состояния ОПУ. Согласно ГОСТу 24407-80 существуют несколько признаков предельного состояния, при наличии которых ОПУ направляют в ремонт:
Признаки износа, которые можно определить без демонтажа ОПУ с автокрана
- взаимное перемещение наружного венца и внутренней обоймы в осевом направлении в максимальном нагруженном состоянии составляет более 0,2% (что составляет 2,9мм.) габаритного диаметра ОПУ. Замер проводят способом измерения величины так называемого «опрокидывающего зазора». «Опрокидывающий зазор» — это разница между взаимным сдвигом наружного венца и внутренней обоймы в осевом направлении, замеряемая при нагрузке с минимальным и максимальным опрокидывающим моментом (в положении стрелы от 1 до 8 см.);
- частичная поломка (выкрошивание) вершины зубьев до 33% от их высоты;
- трещина, захватывающая до 10% сечения полуобоймы или венца;
- износ (вследствие истирания) дорожек качения каждого кольца или зубчатого венца на длине более шага тел качения составляет более 0,05% габаритного диаметра ОПУ;
- наличие трех и более участков сплошного выкрашивания шириной более половины образующей дорожки на длине шага тел качения или трех и более зон частичного выкрашивания по всей образующей на указанной длине, если суммарная площадь отдельных точек выкрашивания по каждой его зоне не превышает допустимой площади одного участка сплошного выкрашивания;
- пластическое оттеснение металла за пределы дорожек качения более 1мм;
- разрушение тел качения (шаров, роликов) или разворот, разрушение сепарирующих устройств.
Признаки износа, которые можно определить при демонтаже ОПУ с автокрана и разборке
- износ (вследствие истирания) дорожек качения каждого кольца или зубчатого венца на длине более шага тел качения составляет более 0,05% габаритного диаметра ОПУ;
- наличие трех и более участков сплошного выкрашивания шириной более половины образующей дорожки на длине шага тел качения или трех и более зон частичного выкрашивания по всей образующей на указанной длине, если суммарная площадь отдельных точек выкрашивания по каждой его зоне не превышает допустимой площади одного участка сплошного выкрашивания;
- пластическое оттеснение металла за пределы дорожек качения более 1мм;
- разрушение тел качения (шаров, роликов) или разворот, разрушение сепарирующих устройств.
Принцип измерения величины опрокидывающего зазора (люфт ОПУ):
- Стрела поднимается вертикально до максимума, чтобы достичь минимального опрокидывающего момента.
- Штатив магнитный (ШМ-Ш или аналог) устанавливается на наружный венец ОПУ вертикально под гидроцилиндром подъема стрелы. Индикатор ИЧ-10 (или аналог) устанавливается между болтами крепления ОПУ к поворотной раме (см. Рис.1). Зафиксировать значение на индикаторе.
- Согласно грузовысотной характеристике автокрана поднять мах груз на определенном вылете, чтобы момент опрокидывания составил 100%.
- Замерить люфт ОПУ по показаниям индикатора ИЧ-10.
- Если люфт составляет более 2,9мм, то ОПУ необходимо заменить.
Перед замером люфта ОПУ необходимо проверить затяжку всех болтов.